Сцена и голос

Сцена и голос

Мы редко задумываемся над тем, что природой нам дан уникальный музыкальный инструмент, позволяющий говорить, петь и кричать. Это – голосовые связки. Управлять ими мы учимся ещё в детстве, подражая родителям. Пользоваться этим чудесным инструментом должен уметь каждый, также как и каждый должен уметь беречь его.

 

От чего может пострадать голос?

Причин для этого предостаточно. Когда дети много плачут и кричат, голосовые связки могут потерять тонус от длительного перенапряжения, из-за чего они начинают неправильно смыкаться. У педагогов,  ораторов, ведущих теле и радио передач, МС и певцов, в общем, у людей с большой голосовой нагрузкой тоже возникают подобные проблемы. В результате к концу рабочего дня голос теряется, становится хриплым, но после отдыха возвращается в нормальное состояние. Однако всё не так безобидно. Могут сформироваться узелки – мозоли на голосовых связках, в таких случаях охриплость сопровождает человека намного дольше.

Голос может потеряться в связи с  простудными заболеваниями. Происходит это из-за отёка голосовых  складок и появлению на них мокроты. Существует очень много причин возникновения проблем с голосом, таких как курение, ротовое дыхание, изжога, длительный кашель, речевое окружение, приём лекарственных средств, различные опухоли, травмы и заболевания дыхательной, нервной, эндокринной систем, состояние половых органов.

 

Как сберечь и восстановить голос?

Нормальная голосовая и речевая нагрузка у представителей «голосовых профессий» составляет шесть часов в день, но правильно поставленный голос может звучать и дольше. Важно петь и говорить в адекватном тоновом и речевом диапазоне. Представители ряда профессий должны знать, как сберечь голос: не петь, когда вокруг очень холодный или горячий воздух, правильно дышать во время пения, не есть холодную пищу, не пить газированную воду перед выступлениями, избегать сквозняков, делать специальные голосовые и артикуляционные упражнения.

Психологически спокойная обстановка для звучания голоса не менее важна. Часто в состоянии стресса люди  теряют голос и не могут выступать. В таком случае  необходимо успокоиться, сделать несколько «правильных» дыхательных движений, попить тёплой воды маленькими глотками.

Вернуть звучность голосу после простуды, можно с помощью ингаляций минеральной водой и соблюдая длительный голосовой покой. Восстановить голос поможет и дыхательная гимнастика. Она включает в себя правильное косто-диафрагмальное дыхание: для выполнения упражнения надо лечь на спину без подушки, расслабиться, положить одну руку на грудную клетку, другую – на живот. И в этом положении произвести быстрый неглубокий вдох через нос и плавный длительный выдох через рот, словно через узкую трубочку. Руки контролируют неподвижность грудной клетки и движение стенки живота во время дыхания. Упражнение выполняется  2 раза в день, по 2-3 минуты.

 

Битбокс вреден голосу?

Долгое время считалось, что создание и имитация ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляции ртом очень опасна для голосовых связок. Эксперт по голосу Доктор Стивен Симс из Университета штата Иллинойс утверждает обратное. Его недавние изыскания были опубликованы в конце декабря 2013 года в онлайн журнале «Journal of Voice».

Несмотря на то, что сходство  между между битбоксом и пением ожидается из-за анатомических и физиологических особенностей, и существует множество исследований о различных голосовых техниках и повреждениях голоса, влияние битбоксинга на голосовые связки до сих пор  не изучено.

Было проведено эндоскопическое исследование работы голосовых связок во время битбоксинга с целью определить, является ли битбокс фактором риска фонотравмы или же данная форма способна защитить голосовые связки.

В оториноларингологической клинике Доктор Стивен Симс использовал для съёмок голосового тракта четырёх исполнителей битбокса фиброоптический эндоскоп, который провел через носовую полость прямо к голосовому аппарату. Все четверо участников эксперимента были мужского пола в возрасте 22-32 лет. Другая камера снимала самих артистов во время испускания отдельных звуков и их комбинаций, как стандартных, так и оригинальных. На видео можно наблюдать, как двигаются голосовые связки певца во время исполнения.

Наблюдения показали несколько уникальных и интересных анатомических процессов. Во-первых, битбоксеры используют свой голосовой аппарат целиком, распределяя энергию по всему вокальному тракту, таким образом уменьшая давление на каждую отдельную область, что на самом деле может защитить голосовые связки от травмы. Во-вторых, при исполнении, они держат глоттис – гортанное отверстие между связками − в большинстве случаев открытым. «Открытое гортанное отверстие у певцов лучше защищает голосовой аппарат», − поясняет Симс. В-третьих, битбоксеры часто использовали мышцы гортани для растяжения голосового тракта, чтобы издавать звуки на высоких частотах. При этом голосовые связки расслаблялись. Всё это позволяет снять напряжение с голосовых связок и избежать опасных повреждений.

Изучение битбоксинга ещё не законченно, и Доктор Симс собирается продолжить свои исследования с женщинами-битбоксерами.

Исходя из всего описанного выше, можно утверждать, что голосовые связки нуждаются в защите. И всем исполнителям, независимо от жанра музыки, нужно знать об основных мерах предосторожности, и следовать предписаниям врачей. Тогда голос будет служить вам долгие годы без сбоев!

Автор: Виталий СемьSky Сидоров

 

  • Slovomagazine
  • Рубрика: Тексты

Поиск

ЖУРНАЛ

Последний журнал

ВИДЕО

ПОДКАСТ